Как взыскать с дорожников за пробитое в яме колесо

Мой опыт разбирательства с дорожниками
Многие люди думают, что с дорожников что-то взыскать невозможно: нужно пройти 7 кругов ада, потратить кучу времени, нервов и в итоге все равно ничего не добьешься. Я тоже так думал. Однако, теперь на своем примере я хочу рассказать, что возместить ущерб за повреждение машины в результате неудовлетворительного состояния дороги довольно просто.
Итак, город Владимир, 11 марта 2016 года. Примерно в 6 часов вечера еду по одной из улиц нашего прекрасного города и замечаю на встречной полосе стоящую машину с пробитым колесом. Ну, думаю, всякое бывает… Водитель достает запаску, меняет. 10 часов вечера. Я еду по этой же улице в обратном направлении ровно там, где стоял тот несчастный автолюбитель. Идет холодный весенний дождь, а вся дорога полностью покрыта водой. Останавливаюсь на нерегулируемом перекрестке, пропускаю поток машин по главной, затем начинаю ехать дальше. Успеваю набрать скорость 15-20 км/ч и тут удар колесом в яму, которая была скрыта лужей. Проехал еще метров 50 до того как сработали датчики давления воздуха в шинах. Останавливаюсь, выхожу, смотрю — оба левых колеса пробиты. В такой ситуации даже запаска не поможет уехать домой и, наверное, только по этой причине я решил попробовать «разобраться» с дорожниками.
Пробил оба левых колеса.
Дыры в покрышках и вмятины на литых дисках.
Отъехал поближе к обочине, выставил знак аварийной остановки и вызвал ДПС. К моему изумлению приехали через 10-15 минут. Вот это оперативность! Сфотографировал машину, повреждения, машину с привязкой к местности, яму.
Друзья посоветовали обратиться к автотуристу, который по телефону выдал мне ЦУ как и что делать, куда потом ехать, дал контакт эксперта-оценщика.
Яма оказалась с острыми краями и глубиной 15 см.
ДТП оформляли около 2х часов. В процессе оформления важно обратить внимание на 3 вещи:
  1. Инспектор должен определить, что вы ничего не нарушили (см пункт определение об отказе в справке о ДТП). Это очень важно для дальнейшего разбирательства с дорожниками. Т.е. вы повредили машину в результате плохого состояния дороги, а не потому что нарушили правила.
  2. Инспектор должен измерить яму. Её размеры по ГОСТ Р 50597-93 не должны превышать 5 см в глубину, 15 см в длину и 60 в ширину. Моя яма оказалась 15 см в глубину.
  3. Нужно убедиться, чтобы в справке о ДТП инспектор зафиксировал все видимые повреждения. В моем случае это 2 пробитых покрышки и 2 поцарапанных диска.
Справка о ДТП
На следующий день я съездил в ГИБДД, забрал там определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Если по русски, то это просто бумага, в которой написано, что ГИБДД к вам претензий не имеет.
Звоню эксперту-оценщику. Он мне сообщает, какая организация отвечает за участок дороги, где я попал в яму. В моем случае это оказался МКУ с позитивным названием «Благоустройство». Договариваюсь с экспертом о дате и времени проведения осмотра повреждений. Тут есть один важный момент: осмотр должен производиться в присутствии всех заинтересованных сторон, т.е. я должен пригласить дорожников. Текст «приглашалки» примерно следующий:
Приглашение на осмотр повреждений для дорожников.
Пишется в 2х экземплярах, отправляется заказным с уведомлением на адрес дорожной организации. Я не стал отправлять по почте, доехал до их офиса и вручил секретарю. На моем экземпляре секретарь сделал необходимые отметки.
Тут я сделаю небольшое отступление от основной темы. Так уж сложилось, что мимо «моей» ямы я езжу 2 раза в день. Утром и вечером. Яма существовала задолго до моего ДТП и её естественно никто не спешил заделывать. И каждый день в эту яму попадали всё новые и новые люди:
Очередная жертва той самой ямы.
Теперь смотрите. Настал день Х, когда утром я отвез приглашение в офис дорожников. Яма на тот момент времени еще была:
Яма утром.
В 7 вечера этого же дня я еду там же, только по главной, и о чудо, я не верю своим глазам… Стоит газель дорожников с аварийкой и конусами вокруг, а люди заделывают яму! Интересно, есть ли связь между двумя событиями: получением приглашения (в котором был указан адрес ямы) и её заделыванием в этот же день?
Яма вечером.
В назначенный день и время мы с экспертом встретились, а представитель дорожников просто не пришел, поэтому осмотр повреждений проводили вдвоем. Сумма ущерба определяется с учетом износа (возраста поврежденного элемента). На покрышках дата изготовления отштампована. Возраст колесных дисков взяли равным возрасту машины. Плюс эксперт порекомендовал мне съездить в сервис, проверить сход-развал и сделать диагностику подвески. Я так и поступил.
Оценка повреждений обошлась в 2000 руб. Диагностика в сервисе еще 1300 руб. Через несколько дней на руки я получил заключение эксперта на 7 листах с фотографиями, методикой оценки, обоснованиями и пр. Самое интересное конечно же вывод в конце:
Заключение эксперта
Заключение эксперта
Заключение эксперта
Далее нужно оформить доверенность на юриста на представление моих интересов в суде. Такую доверенность можно сделать или у нотариуса за деньги или у работодателя за бесплатно. Оплачиваю пошлину в суд (юрист подскажет где и как это сделать), сейчас все делается через интернет, пошлина составила 1400 руб.
После этого встречаюсь с юристом и отдаю ему все документы, которые у меня есть: справка о дтп, определение, приглашение на осмотр повреждений, квитанция об оплате услуг эксперта, заключение эксперта, заказ-наряд с чеком о проведении диагностики у дилера, квитанция гос. пошлины, фотографии с места дтп, доверенность. На этом мое участие в деле с дорожниками фактически закончилось. Исковое заявление написал юрист, на всех заседаниях (а их было 2) мои интересы представлял юрист, я сам не ходил.
Конечно судебный процесс дело не быстрое, но в итоге суд постановил взыскать в мою пользу всю сумму ущерба без учета износа + все накладные расходы. После этого у ответчика была возможность подать апелляцию, которой он не воспользовался. Через некоторое время встретился с юристом, получил на руки решение суда и исполнительный лист.
Решение суда
За городских дорожников деньги перечисляет казначейство. Поэтому юрист любезно оформил заявление туда. Я отвез бумаги в казначейство, получил деньги, отдал автотуристу его долю (см. оплата услуг представителя в решении суда). Всё!
Сколько времени и нервов это отнимет?
  • Оформление ДТП — 3-6 часов (кому как повезет). Все нервы и слова благодарности в адрес дорожников вы оставите на этом пункте.
  • Заехать в ГИБДД за определением — 1 час
  • Уведомить дорожников, провести осмотр повреждений — 4 часа
  • Забрать экспертное заключение, оплатить гос. пошлину, встретиться с юристом и передать ему документы — 2-4 часа
Итого на всё про всё вы потратите 1-2 дня в зависимости от вашей расторопности. Затем суд. Это процесс не быстрый, но и вашего участия не требующий: существует очередь на рассмотрение дел, судья в отпуске бывает, может быть несколько заседаний и пр. На ожидание решения уйдет от 2 месяцев до года. У меня ушло 4 месяца с момента подачи искового заявления до вынесения решения.
Выгодно ли это, есть ли смысл?
  • Одна новая покрышка аналогичная пробитым сейчас стоит 8500 руб. Мне нужно их 2 штуки, т.е. 17000 руб.
  • Услуги шиномонтажа — примерно 1000 руб за оба колеса.
  • Естественно, что на шестилетнюю машину я не буду покупать новые колесные диски. Отремонтирую эти. Стоимость ремонта 6000 руб за оба диска.
Итого все затраты составят 24000 руб. А взысканный ущерб, как вы помните, составил 40000 руб. Кроме этого мне вернули все затраты на эксперта, юриста, и пр. Теперь вы можете сами ответить на вопрос, выгодно ли это или нет.
Инструкция, если вы попали в аналогичную ситуацию
  1. Останавливаемся, выставляем знак аварийной остановки
  2. Не лишним будет убедиться, что на вашем пути до этого не было предупреждающих знаков о ремонте дороги
  3. Вызываем ДПС.
  4. Пока полиция едет, фотографируем машину, повреждения, машину с привязкой к местности, яму.
  5. Оформляем ДТП. Важно, чтобы не было вашей вины, чтобы инспектор измерил яму и зафиксировал это в схеме ДТП. Размер ямы по ГОСТ Р 50597-93 не должен превышать 5 см в глубину, 15 см в длину и 60 в ширину. Если яма больше хоть по одному из параметров, значит дорожникам придется отвечать. Важно, чтобы в справке о ДТП инспектор зафиксировал все видимые повреждения.
  6. Едем в ГИБДД, получаем определение об отказе в возбуждении административного дела (т.е. с точки зрения ГИБДД вы ПДД не нарушили и к вам претензий нет)
  7. Находим эксперта оценщика повреждений
  8. Договариваемся с экспертом на удобную дату проведения экспертизы. На экспертизу в обязательном порядке должны быть приглашены дорожники. Поэтому узнаем какая организация отвечает за тот участок дороги, где вы попали в яму. Эксперт чаще всего вам подскажет. Пишем в 2х экземплярах «приглашалку» на экспертизу. Можно отправить заказным письмом с уведомлением о получении, но лучше отвезти самому для ускорения процесса.
  9. Секретарь дорожников заберет один экземпляр себе, а на вашем экземпляре поставит штамп и подпись о том, что бумага была принята.
  10. В назначенный день и время проводим экспертизу. Оплачиваете услуги эксперта.
  11. Получаете заключение эксперта. В нем указана сумма ущерба.
  12. Находим юриста, который будет представлять ваши интересы в суде.
  13. На юриста нужно написать доверенность. Доверенность можно оформить у нотариуса за деньги или у работодателя за бесплатно.
  14. Платим гос. пошлину в суд. Юрист подскажет сколько куда и как оплатить. Сейчас все это делается через интернет. По факту ходить никуда не нужно.
  15. Отдаем юристу все доки, которые у вас есть: справка о ДТП, определение, приглашение на осмотр повреждений, заключение эксперта, все фотографии с места ДТП, доверенность на юриста, квитанцию оплаты гос. пошлины и другие документы подтверждающие оплату тех или иных необходимых затрат, которые вы понесли в результате ДТП.
  16. Юрист сам напишет исковое заявление, сам побегает по судам и т.д. и т.п.
  17. По завершению процесса вы получите решение суда и исполнительный лист.
  18. Расплачиваемся с юристом
  19. С исполнительным листом идем к дорожникам и получаем деньги.
Спасибо!
Автотуристу Марии Тереховой
Юридическая поддержка при ДТП по Владимиру и Владимирской области
Тел: +7 (903) 831-90-09, +7 (910) 779-70-79
E-mail: dtp.33@mail.ru